Полезные ссылки:
Уважаемые, родители.
Предлагаю Вам краткий словарь экономических терминов для дошкольников.
Цель – пополнить
словарь детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и учить
применять их на практике.
Понятия, указанные ниже относятся к изучаемым
экономическим категориям.
АВАНС — деньги (часть заработной платы),
которые выплачивают до окончания всей работы.
БАНК — организация, которая имеет право
принимать деньги на хранение и давать их в долг.
БАНКИР — управляющий или владелец банка.
БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие
доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых
нет накоплений.
БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или
потерял работу.
БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно
относится ко всему, что его окружает.
БИЗНЕС - это инициативная экономическая деятельность, которая
осуществляется предпринимателем на свой риск и под свою ответственность. Бизнес
- развитие собственного дела с целью получения прибыли.
БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и
есть накопления.
БЮДЖЕТ - схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса,
организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период
времени, обычно на один год. Бюджет -- это документ, детализированный план
деятельности организации, направленный на достижение целей организации,
содержащий плановые показатели организации на ближайшую перспективу.
ВАЛЮТА — деньги других стран.
ВЫГОДА - это количество денег, разница, которую вы получаете, когда вам
платят за что-либо больше, чем заплатили за это вы.
ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.
ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические
знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.
ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.
ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги,
взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде,
Австралии и некоторых других государствах.
ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.
ДОХОД — деньги, которые получает отдельный
человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
ЕВРО — денежная единица Франции, Германии,
Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский
Союз).
ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги,
получаемые за работу.
ИНФЛЯЦИЯ - это переполнение каналов
денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных
цен. Инфляция рост цен на товары и услуги. При инфляции происходит
обесценивание денег, снижается покупательная способность населения.
КАПИТАЛ - это совокупность
материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения
прибыли, дополнительных материальных благ. Капитал - это состояние, накопления,
сбережения. Самое короткое "экономическое" определение капитала -
активы. В зависимости от их формы капитал может быть финансовым или физическим.
Но не зависимо от их формы капитал - это только те ресурсы, которые
непосредственно не удовлетворяют потребности человека, а используются для
производства товаров и услуг.
МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает
управлять производством, организует его.
МОНЕТА — металлический денежный знак.
НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или
хранят в банке.
НАЛОГ - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж,
принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с
организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности
государства и других учреждений. Налог - это обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде
части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником
доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения
страны.
ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и
достиг определенного возраста.
ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем
людям, которые не могут самостоятельно зарабатывать для того, чтобы
удовлетворить жизненно важные потребности.
ПОТРЕБНОСТЬ - то, что нам
необходимо и что хотелось бы иметь, это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания
жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества
в целом; внутренний побудитель активности.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество
предлагаемых товаров и услуг.
ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление
к заработной плате за особые успехи в работе.
ПРИБЫЛЬ - это денежное выражение основной части денежных накоплений,
создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая
категория она характеризует финансовый результат предпринимательской
деятельности предприятия. Прибыль - это существенная разница между доходом
одного независимого субъекта предпринимательской деятельности от реализации
определенной продукции, различных товаров, услуг и затратами на развитие и
ведение хозяйственной деятельности. Прибыль - это часть чистого дохода,
созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который
непосредственно получает предприятие.
РАСХОД — деньги, которые нужны для того,
чтобы оплатить услуги или купить товары.
РЕКЛАМА — информация
(сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю
— сделать нужную покупку.
РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек,
который распространяет сведения о достоинствах товаров и услуг с целью продажи.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение
доходов и расходов в семье.
СПОНСОР — человек (или
предприятие), который помогает деньгами отдельным людям или группам людей в
осуществлении какого- либо мероприятия и не требует возврата своих денег.
СПРОС — показывает, сколько людей хотят
приобрести товар.
СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства
тех, кто хорошо учится.
ТОВАР — изделие, вещь, которые
продаются, покупаются или обмениваются.
ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги
(материалы, время) попусту.
ТРУД - это целесообразная, сознательная деятельность человека,
направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные,
интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо
по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
УСЛУГА — деятельность, направленная на
удовлетворение потребностей человека.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет
правильно вести домашнее хозяйство.
ЦЕНА — денежное выражение стоимости
товара или услуги.
ЭКОНОМИКА - это часть повседневной жизни людей, люди принимают
ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде,
постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены,
заработная плата, доходы, расходы и др.). Экономика - это наука, которая
изучает, как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих
неограниченных потребностей. Основой экономики является производство товаров.
Без производства не может быть ни торговли, ни обмена, ни потребления.
Экономика - это наука о правильном ведение хозяйства. Экономика - это особая
сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими,
распределение и потребление созданных в обществе благ.
ЭКОНОМИЯ- это бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит
уменьшение издержек, расходов, затрат экономических ресурсов.
ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими
затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.
Консультация
для родителей
«Ребенок и
природа»
Уважаемые
родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с
многообразными ее явлениями.
О чем же
беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о
взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли
главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например,
познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь
человека, растений, животных).
Следует
познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как
ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Ухудшение
экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека.
Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не
пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может
уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Учите детей
ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить
птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что
не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями
или возникающих при контактах с животными.
Расскажите
ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые
нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться
от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).
Необходимо
объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с
животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их
трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских
детей, которые оказались в сельской местности. Им нужно объяснить, что любые
животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут
напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя
дразнить и мучить животных.
Одним из
факторов экологической безопасности, как известно, является работа по
восстановлению и улучшению окружающей среды.
Необходимо
объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию
и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.
Вы все
прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что
главное – это ваш пример.
Именно на
этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,
накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы
экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если
взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой —
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с
ним.
Влияние
природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов,
тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где
родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.
Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
· воспитание
гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
·
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное
развитие);
· развитие
эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить её).
· участие
детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по
охране и защите природы.
Экологическое
воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное
воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы
должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления
жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Формируя
гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы
ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть
забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред
человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для
всех нас Дом, безнравственны.
Как же
сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные
особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная
отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти
«в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать
чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют
действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить
заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим
в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция,
как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными
растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение
сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на
действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно
показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной
стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться
о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых,
давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и
возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо
помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к
природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание
сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием
системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
-
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых
существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание
взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности
растений и животных к условиям существования;
- осознание
того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой
связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого
звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое
из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать
одновременно.
Разумеется,
одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к
природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую
деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с
живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального
состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя
или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему
развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное
гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у
детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и
неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним
из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к
природе.
Но, ни одно
лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к
ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить
наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого
удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не
определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то
некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и
понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их
эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и
глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача
родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас
в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее
красоту.
Запомните правила!
- Находясь в
природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех
растений, выращенные человеком.
- Собирать
лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- Охранять
надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя
подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и
разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему,
сразу уходи. Иначе птицы — родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у
тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих
птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и
не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них
позаботятся взрослые животные.
-Не
забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты,
деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их
зарослях.
Консультация для родителей
«Весна пришла»
|
Зима позади. Позади суровые морозы и
метели. С первыми лучами весеннего солнца природа преображается.
|
Зима позади. Позади суровые морозы и метели. С
первыми лучами весеннего солнца природа преображается.
Температура неуклонно растет, повсюду слышны
птичьи трели. Свежий воздух и ласковое солнце дают заряд бодрости и хорошего
настроения, а весенняя природа – это лучший источник вдохновения для новых игр
и познания окружающего мира ребенком.
Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится
светлее и гулять с малышами одно удовольствие. Но стоит помнить, что весна
самое обманчивое время года и очень легко простыть на весеннем ветерке, но, тем
не менее, это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми.
Именно весной солнце вырабатывает много ультрафиолета, что крайне необходимо
для детского растущего организма. Прогулки на свежем воздухе — это всегда
интересное и полезное занятие.
Куда пойти гулять с ребенком?
Основной принцип выбора места прогулки с ребенком – поближе к
природе и подальше от дорог и выхлопных газов. Весной он особенно актуален.
Грязный снег на обочине – это не только испачканная одежда, но и риск для
здоровья малыша. Поэтому маршрут прогулки лучше проложить по парковым зонам,
аллеям
или погулять в лесу, если это возможно.
В ходе прогулки ребенку можно рассказывать о птицах, чье пение
слышится вокруг, об их привычках улетать и возвращаться с приходом весны.
Почитайте стихи о весне:
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
(И.
Токмакова)
* * *
Весенняя гостья
Милая певунья,
Ласточка
родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»
(К. Льдов)
На прогулке с малышом, расскажите ему о весне:
почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко
светит солнце и почему небо голубое, а не
серое.
Попробуйте вместе с ребенком услышать
«весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц.
Расскажите малышу, какие запахи несёт в себе весна: талого снега,
березовых почек первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что
происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются
из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая
травка, распускаются подснежники. Много интересного таит в
себе растительный мир.
Иногда очень хочется унести с собой маленький
букет, но сильно увлекаться не стоит – множество весенних цветов занесены в
Красную книгу, иные могут быть ядовиты. Некоторые цветы можно и не срывать, а
извлечь их с корнем или луковицей и пересадить на клумбу
возле дома, но для этого необходимо вооружиться лопаткой и контейнером для
переноски растения.
Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из
первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Пусть
малыш сорвет несколько веток и отнесет домой, предложите ему поставить букет в
вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них
первые листочки.
Золотые барашки
Весна еще не сшила
Лесам, полям рубашки,
Лишь верба распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по
тонким веткам.
Веселые,
живые,
Как маленькие
детки.
Наблюдать за природой – это очень интересное и
познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит наблюдать
и созерцать, развивает эстетическое начало.
В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины,
цвета, характер поверхности и многое другое. При наблюдении за живыми
существами (насекомыми, птицами), дети познают характер движения,
звуки и различные характеристики. В ходе данных наблюдений у детей развиваются
такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности,
умение сравнивать и делать выводы.
Для ребят постарше поход в лес может стать
обучающей игрой: выучить названия растений, насекомых и птиц, обитающих в
данной местности или вести дневник наблюдений, куда вклеивать или зарисовывать
листья на деревьях, их изменение с течением времени. Можно выбрать «свой» куст
или дерево и следить за тем, как оно распускается и расцветает. Не менее
важны и активные развлечения: прыжки через лужи и ручейки, возможность
пробежаться.
Еще одна замечательная весенняя игра
– запуск корабликов.
Она интересна детям всех возрастов с той лишь разницей, что вначале
изготовлением плавучих игрушек придется заниматься родителям.
Еще одна замечательная весенняя игра
– запуск корабликов. Она интересна детям всех возрастов с той лишь разницей, что вначале
изготовлением плавучих игрушек придется заниматься родителям.
Со временем ребенок научится сам складывать
кораблики, а возможно, и усовершенствует их конструкцию и материалы.
Кораблик
Потеплело. Побежали
Всюду быстрые ручьи.
Засвистели птицы песню:
«Чьи мы?
Чьи мы? Чьи-чьи-чьи…»
Смастерю-ка я кораблик
Из бумажного листа,
Ручеёк его подхватит
И закружит у моста.
Только вырвется отважно
Мой кораблик на волну
И помчится дальше к морю,
В неизвестную страну.
(С.
Семенова)
Местом весенней прогулки может быть и двор.
Многое из того, что ребенку интересно в лесопарковой зоне, он сможет найти и у
себя во дворе: ручейки тающего снега, растения, насекомые. У прогулки возле
дома есть важное преимущество: если ребенок вспотеет или промокнет, это легко
исправить. Но чтобы этого не случилось, лучше сразу одеть малыша
правильно.
Собираясь на
прогулку, одевайте ребенка по погоде.
Весна
обычно протекает в два этапа.
Первый – это влажная пора, когда тает снег. В этот момент главное,
чтобы одежда и обувь оставались максимально сухими.
Обувь должна быть резиновой или с
прорезиненными вставками. Важно помнить, что резиновые сапоги не согревают
ноги, поэтому под них надо надевать теплые носки, лучше в два слоя. Брюки заправляются
в сапоги – так у малыша будет меньше шансов промочить ноги. Лучше, если ткань
брюк и верхней одежды будет водоотталкивающей. Чтобы правильно подобрать
одежду, необходимо учитывать несколько параметров: степень подвижности ребенка,
температуру и влажность воздуха, время дня и место, где будет проходить
прогулка. Если ребенок много двигается, ему нужна более легкая верхняя одежда –
так его движения не будут скованны, и он с меньшей вероятностью вспотеет.
Весенняя погода очень переменчива. Часто это бывает связано с повышенной
влажностью воздуха, когда любой ветер пронизывает насквозь. У верхней одежды
ребенка обязательно должна быть хорошая защита от ветра.
Обманчиво может быть и весеннее солнце: как
только оно скрывается, температура падает на 4-6 градусов. Стоит учитывать это
при выборе времени прогулки. Важно также помнить, что в лесопарковой зоне
обычно холоднее, чем на открытом воздухе: солнце медленнее его прогревает, снег
лежит там намного дольше.
Обязательные атрибуты весенней прогулки – шапка и перчатки. Пока
на улице влажно, лучше брать две-три пары перчаток для ребенка про запас.
Отказываться от этих аксессуаров можно лишь в том случае, если теплая солнечная
погода держится более двух недель и земля окончательно прогрелась.
Второй этап весны – это сухая, но по-прежнему прохладная
погода. В этот период лучше выбирать легкую
верхнюю одежду и много слоев под ней: футболка, джемпер, кардиган или толстовка.
Если вы ошибетесь, и ребенку будет жарко -
лишний слой всегда можно снять. Детям трудно следить за температурой
собственного тела.
Поэтому стоит иногда обращаться к ребенку с
вопросом, как он себя чувствует, не жарко ли, не холодно?
Весна – это пора новых открытий, игр и веселья. Сохранить
впечатления о прогулке помогут фотографии, сделанные вместе с малышом. Дома их
можно смотреть и рассказывать увлекательную историю о
прогулке. Правильно организованные весенние прогулки будут приносить
только радость.
«Хвалить или ругать»
Консультация для
родителей
Воспитывая детей, стараясь привить им полезные
привычки или избавить от дурных, мы, взрослые, постоянно оцениваем их действия:
хвалим, ругаем, делаем замечания. Как относятся дети разных возрастов к оценкам
взрослых?
Давайте рассмотрим на конкретных примерах, как
ведут себя дети 3 и 5 лет. Дети выполняли простые задания: строили домик из
кубиков, раскладывали картинки, а воспитатель в это время делал замечания в
очень вежливой форме. Трёхлетние дети не обращали внимания на замечания
взрослого и спокойно продолжали интересное для них занятие. Пятилетние вели
себя иначе: хмурились, отворачивались от взрослого, а если замечаний было
слишком много, вообще отказывались выполнять задания. Дело в том, что в этом
возрасте у ребёнка появляется обострённая чувствительность к оценкам взрослого;
любое замечание может вызвать обиду.
В дошкольном возрасте отношение взрослого
приобретает для ребёнка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто
заметил, а обязательно похвалил его действия. А если взрослый постоянно делает
замечания, подчёркивает неумение или неспособность ребёнка к какому-нибудь
занятию, у него пропадает интерес к этому делу и он старается избежать его. И
наоборот: лучший способ научить ребёнка чему - нибудь, привить ему интерес к
какому-нибудь занятию – это поощрение его успехов, похвала. В качестве примера
хочется рассказать об одном случае.
Мальчик до шести лет никак не мог научиться
рисовать. Через несколько месяцев ему надо идти в школу, а он даже карандаш
держать не умел и рисовал одни каракули. Воспитательница детского сада
неоднократно говорила ему об этом. И мама из лучших побуждений ежедневно
заставляла сына рисовать, всякий раз объясняя, как это важно: « Все ребята в
твоём возрасте уже хорошо рисуют и буквы пишут, а ты даже карандаш плохо
держишь. Ты хуже всех в группе
рисуешь! Поэтому сиди и рисуй аккуратно!»
Но мальчик, не смотря на настойчивые мамины доводы, отказывался от этого
ненавистного занятия, капризничал, плакал и даже специально ломал карандаши и
рвал бумагу, чтобы избежать очередного урока. А мама опять ругала его и
заставляла рисовать. Всё повторялось сначала. Тогда мама пригласила
учительницу. Та не была профессиональным художником, но хорошо разбиралась в
психологии дошкольника. Когда мальчик первый раз, держа карандаш в кулаке,
нарисовал кривое, лохматое солнышко, учительница похвалила его: «Какое смешное,
непричёсанное солнышко! Ты, оказывается, совсем неплохо рисуешь! Попробуй ещё!»
И мальчик нарисовал редкую, кривую травку и что-то смутно похожее на дерево.
«Замечательно! Снова похвалила учительница. – Картинку можно повесить на
стенку. Пусть твоё солнышко оттуда светит». – «Я ещё лучше могу», - ответил
мальчик.
Когда он второй раз рисовал похожую картинку,
учительница показала, как удобнее держать карандаш, чтобы получилось совсем
хорошо, и мальчик изо всех сил старался, чтобы получить очередную похвалу, и,
конечно же, получил её. Следующего урока он ждал с нетерпением
(«
Когда же придёт эта тётя и похвалит его за то, за что его раньше всегда
ругали?»). Тётя приходила, и всякий раз хвалила весьма сомнительные успехи
мальчика. А он стал рисовать даже перед уроком, стремясь получить так нужную
похвалу.
Постепенно, и это естественно, он достиг
заметных успехов. А когда мальчик убедился, что рисует не хуже других детей, он
стал спокойно реагировать на замечания по поводу недостатков в своих
рисунках.
Вы скажете, что это обман по отношению к
ребёнку? Но ведь в каждом рисунке можно найти своё, неповторимое, что отличает
его от рисунков других детей. Не надо сравнивать успехи ребёнка с достижениями
сверстников, особенно более способных. Главной точкой отсчёта должно стать
собственное достижение малыша. Неделю назад или вчера. А по отношению к нему
всегда можно увидеть хоть какое-то продвижение. Нельзя подчёркивать, что
ребёнок ещё чего-то не умеет, чтобы не отбить у него интерес к полезному
занятию и внушить уверенность в своих силах.
Как часто родители и воспитатели, желая привить
детям полезные
навыки,
вызывают лишь отвращение к нужному занятию. Например, если ребёнка приучают
мыть посуду, родители обычно говорят о необходимости помогать маме или приводят
в пример других более трудолюбивых и заботливых детей. Они постоянно ругают
ребёнка, если тот не проявляет интереса к этому виду деятельности. А вот одна
умная мама поступила так. Однажды, когда её пятилетний сын помыл после себя
чашку, она выпила из неё чай и заметила, что чашка совсем не испачкалась.
«Покажи, как ты помыл эту чашку, - попросила она. - Мне кажется, что ты умеешь
мыть посуду так, что она больше не пачкается!» Мальчик помыл тарелку, потом
поел из неё, вытер хлебом, и гордостью показал маме: «Смотри, чистая! Дай я и
твою помою!» С этого дня его способность мыть тарелки так, что они не
пачкаются, стала чем-то вроде семейной гордости, и мальчик охотно помогал маме,
у которой, увы, не было это редкой способности.
Конечно, это тоже можно расценивать как обман,
но на самом деле это выдумка, фантазия, которая помогает ребёнку поверить в
свои силы, почувствовать свою значительность, а это важно для развития
личности!
Как мы видим, поддержка и одобрение любых, даже
самых незначительных успехов дошкольника принесёт больше пользы, чем замечания
и упрёки, потому что возникшая у малышей потребность в уважении требует своего
удовлетворения. Кроме того, ребёнок ещё не может отделить отношение к себе
вообще от отношения к своим конкретным действиям, и если взрослые часто ругают
его, он начинает думать, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда
возникает комплекс неполноценности, неуверенности в себе, и как следствие,
озлобленность, агрессивность и недоверие к окружающим.
Поэтому чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, а
не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить
ситуацию невозможно. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это должны поверить
взрослые.
Синичкин день
Несколько лет назад в России появился еще один
экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны
птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных
пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на
зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей.
Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»:
несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и
развешивают кормушки. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника
Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в
далекое прошлое.
В народном
календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия
Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя
скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи
от людей.
Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома,
значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки
предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню,
если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к
метели и снегопаду. Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего
оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие
песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
Готовимся
к зиме
Комментарии
Отправить комментарий