Методическая копилка

Для использования в работе 
Картотеки:
Тема недели:  «НА ЛУГУ» 
Игра “Узнай цветок”

Дидактическая задача: развитие способности к анализу, обобщению; формирование умения рассуждать, делать выводы.

Игровая задача: отгадать загадки.

Игровые действия. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что это за цветок.
Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

Стоит в поле кудряшка – белая р
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок – 

Остался стебелек. (Одуванчик.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож! (Василек.)

Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка,

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

За зернышками этими ты бегал в огород,
На грядке в огороде
Такой цветок растет. (Мак.)

То фиолетовый, то голубой.

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделен.

Посмотришь – подходит название это,

Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик.)

«Слепой ботаник»
Цель: Учить распознавать растения по запаху.
Материалы: луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)
Правила игры: Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.
«Дорисуй цветок»
Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.
Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)
Правила игры: Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.
«Цветочные полянки»
Цель: расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка — ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.
Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном — 5 ромашек, во втором — 10 колокольчиков и т.д.)
Правила игры:  Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. ( Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)
ЗАГАДКИ
Рома вырос, стал сильней,
Рома шкаф уже сдвигает,
Но влюбился и на ней
Про любовь свою гадает.  (ромашка)
Мы смакуем булку эту,
И на точечки глядим -
Раньше точки были цветом,
А теперь мы их едим!  (мак)
Говорит Володя Лене,
Лёне, Машеньке и Тане:
- А из этого растенья
Производят люди ткани! (лён)
 На полях у нас не полют,
И, как видно, не напрасно -
Это цветик всё раздолье
Желтой краскою закрасил! (лютик)
   И коровы и букашки
   Любят все цветочки…(кашки)
   Похож я на флаг
   А называюсь…(мак)
   Эх, звоночки, синий цвет,
   С язычком, а звону нет (колокольчик)
По утрам гуляем берегом реки,
   Темно-голубые рвем там…(васильки)

Тема недели:  «НАСЕКОМЫЕ» 
Артикуляционная гимнастика
1. Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)

2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)

3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет»
(Упр. «Качели» - 8 раз)

4. Упр. для мышц языка «Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал:
«Очень вкусный был нектар!»
(«Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз)

5. Упр. на расслабление мышц губ «Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….»

(Упр. «Бр-р-р»… губами»)

Тема:  «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Пальчиковая гимнастика
Капитан
Я плыву на лодке  
 белой                  
По волнам с жемчужной 
пеной
Я - отважный капитан,
 Мне не страшен ураган.  
Чайки белые кружатся,       
Тоже ветра не 
боятся.                                
Лишь пугает птичий крик    
Стайку золотистых рыб.                      И, объездив чудо-страны,  
Посмотрев на океаны,          
Путешественник-герой
К маме я вернусь домой.      
Концы пальцев направить вперед, прижать
 руки ладонями друг к другу, слегка 
приоткрыв.Проговаривая стишок, показывать, 
как лодка качается на волнах, а затем 
плавными  движениями рук сами волны. По 
тексту стиха показать чайку, скрестив руки, 
соединив ладони тыльной стороной и 
помахать пальцами, сжатыми вместе.  
Выпрямленными ладонями с пальцами,  
прижатыми друг к другу изобразить 
рыбок. Плавными движениями ладоней 
показать, как рыбки плавают в воде.


«Наша армия»

Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
 Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой

Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки
«Здравствуй»

Здравствуй, Солнце   
золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный 
ветерок!
Здравствуй, маленький 
дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.


«На параде»

Как солдаты на параде,            
Мы шагаем ряд за рядом,  
Левой — раз, левой — раз,                                           
 Сжимаем, разжимаем кулачки
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Хлопки в ладоши. 
Застучали наши ножки 
 Громче и быстрей!


Топаем ногами.
«Наша армия»

 Аты - баты, аты - баты!        
 На парад идут солдаты!
 Вот идут танкисты, 
 Потом артиллеристы,
 А потом пехота –
 Рота за ротой.    
             
 Поочерёдно «шагают» указательным и  
средним       пальцами  правой и левой  
руки.                                                             




Физминутки

«Парад»

Как солдаты на параде,
мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, левой — раз.
Посмотрите все на нас.
В пограничников играем,
Землю нашу охраняем
Идут друг за другом маршируя

Мы гурьбой садимся в санки,
Мчимся вихрем в жаркий бой
Бегут друг за другом, размахивая воображаемым оружием
Мы – танкисты, санки – танки
Враг – сугробы под горой

******
Идут друг за другом, приложив руку к голове
Тыр, тыр пулемет. 
имитация пулемёта)
Выше, выше самолет
руки медленно в вверх)
Бац, артиллерия. 
хлопки в ладоши)
Скачет кавалерия.
скачем как на лошади)
Ура!!!
скачем и машем рукой)




В пограничников играем,
Землю нашу охраняем.
идут друг за другом, маршируя
Мы гурьбой садимся в санки,
Мчимся вихрем в жаркий бой.
бегут друг за другом
Мы танкисты, санки – танки,
Враг сугробы под горой.
идут друг за другом,
приложив руку к голове
Возле детского двора
Снега целая гора
стоят в круге, держатся за руки

Мы на той горе вчера
Были с самого утра.
вместе поднимают руки вверх

В пограничников играли,
Землю нашу охраняли.

идут друг за другом, маршируя

«РОДИНА»

Нет на свете родины красивей
шагают на месте
Боевой страны богатырей.
изображают «богатыря»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
шагают на месте, разводят руки            в стороны
Поезжай за моря-океаны,
«едут»
Надо всею землей пролети:
«летят»
Есть на свете различные страны,
разводят руки в стороны
Но такой, как у нас, не найти.
отрицательно качают головой
Глубоки наши светлые воды,
приседают
Широка и привольна земля,
встают, руки в стороны
И гремят, не смолкая, заводы,
стучат руками перед собой
И шумят, расцветая поля.
плавные взмахи руками

Пословицы на День Победы

*Победа впереди – трус позади.
*Смелое начало – та же победа.
*Смелому победа идёт навстречу.
*Смелый приступ – половина                         победы.
*Стойкость – слава, победа –  
 счастье.
*Храбрость – сестра победы.
*Где отвага, там и победа.
*Чья храбрость – того и победа.
*Где власть народа,
  там победа и свобода.
*Победа крылата: упустишь 
  момент её и нет.
*Нам победа, как воздух, нужна.
*Победа не приходит от лежания.
*У победы нет середины.
*Война. Народ. Победа.

*Когда робость приходит, победа уходит.
*Кто хорошо бьётся, тому победа и  
достаётся.
*Победа – не снег, сама на голову не 
падает.
*Победа в воздухе не бьётся, победа 
руками достаётся.
*Терпенье и победа – два старинных 
друга.
*Чем сильнее отпор, тем славнее победа
*Прежде всего – возвращение с победой.
*Будьте уверены – мы победим!
*Победа – успех в битве, войне при 
полном поражении противника.
*Победителей не судят.
*И вечный бой! Покой нам только 
снится.
*Враг будет разбит, победа будет за 
нами! 



тема недели: Космос



Созвездия
                                                    Юрий Синицын
Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.



Млечный путь
                                     Римма Алдонина  
Чёрный бархат неба

Звёздами расшит.

Светлая дорожка

По небу бежит.

От края и до края

Стелется легко,

Как будто кто-то пролил

По небу молоко.

Но нет, конечно, в небе

Ни молока, ни соку,

Мы звёздную систему



Юрий Гагарин
Юрий Степанов
В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Что там за родственник Луны...
        Юрий Яковлев
— Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.

Памяти Гагарина
     Александр Твардовский
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней...
В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
Ах, этот день, невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой
На маленькой Земле зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
Ты знал ли сам, из той глухой Вселенной
Земных своих достигнув берегов,
Какую весть, какой залог бесценный
Доставил нам из будущих веков?
Почуял ли в том праздничном угаре,
Что, сын Земли, ты у нее в гостях,
Что ты тот самый, но другой Гагарин,
Чье имя у потомков на устах?
Нет, не родня российской громкой знати,
При княжеской фамилии своей,
Родился он в простой крестьянской хате
И, может, не слыхал про тех князей.
Фамилия ни в честь она, ни в почесть,
И при любой — обычная судьба:
Подрос в семье, отбегал хлеботочец,
А там и время на свои хлеба.
А там и самому ходить в кормильцах,
И не гадали ни отец, ни мать,
Что те князья у них в однофамильцах
За честь почтут хотя бы состоять;
Что сын родной, безгласных зон разведчик,
Там, на переднем космоса краю,
Всемирной славой, первенством навечным
Сам озаглавит молодость свою.
И неизменен жребий величавый,
На нем горит печать грядущих дней.
Что может смерть с такой поделать славой?
Такая даже неподсудна ей.
Она не блекнет за последней гранью,
Та слава, что на жизненном пути
Не меньшее, чем подвиг, испытанье,
Дай бог еще его перенести.
Все так, все так. Но где во мгле забвенной
Вдруг канул ты, нам не подав вестей,
Не тот, венчанный славою нетленной,
А просто человек среди людей;
Тот свойский парень, озорной и милый,
Лихой и дельный, с сердцем не скупым,
Кого еще до всякой славы было
За что любить,— недаром был любим.
Ни полуслова, ни рукопожатья,
Ни глаз его с бедовым огоньком
Под сдвинутым чуть набок козырьком...
Ах, этот день с апрельской благодатью!
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,
Где он мальчонкой лазал босиком...


 По порядку все планеты...
Аркадий Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.



МБДОУ «Большереченский детский сад»
Корпус №4




«Золотая хохлома»
(Мастер-класс)
РМО по теме 
Реализация образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"


                                                                     Подготовила: воспитатель
                                                                      Новгородцева Т.В




На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. А все это можно развить и воспитать при знакомстве детей с народными промыслами.
Еще совсем недавно, за окном мы наблюдали красоту наступающей осени, багрянец и золото, одетые леса. Давайте вспомним о тех теплых, замечательных деньках, а поможет нам в этом удивительный народный промысел – хохломская роспись.

В селе Хохлома Нижегородской губернии искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали. Посуда эта нравилась своей красотой, праздничностью и пользовалась большим успехом. Свои узоры мастера подсматривали в природе.
На хохломских изделиях вьется, кружится травка – былинка, то красная, то черная, из – за неё выглядывают ягодки (смородина, малина, рябинка) или цветы (колокольчики, ромашки).
Хохломская роспись может осуществляться двумя способами:

 Первый - это "верховая" роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Это может быть травка с красными и черными кустиками или  более крупные растительные формы – округлые листки, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. 

 
Второй - роспись "под фон", когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной или цветной краской. Рисунок остается золотым.











Я предлагаю вам стать мастерами и расписать тарелку. Но сначала  мы вспомним и потренируемся выполнять основные узоры хохломской росписи.

Мастера используют в работе красный, золотой, черный, зеленый цвета.

Зеленый - цвет жизни природы
Красный – радость
Черный - торжество

Желтый – золото

Хочется обратить внимание на то, что хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

Следующие элементы:
-"Осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)
-"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением)
-"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия,  
                       начиная с кончика)
-"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в
                  спираль), вьюнок придает легкость рисунку
-"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в   
                    середине элемента)
-"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины,   
                    клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или  
                    кистью, а после подсыхания "разживляются" желтым цветом
-"Кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек",  "травинок", "капелек", "усиков" и "завитков")

Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
 Сейчас попробуем изобразить хохломскую травку. Начинаем рисовать криули.

(ведущий стебель)  

Располагаем их посередине, чтобы с краев осталось место. В полоску должно войти три криуля. Криули располагать так, чтобы образовалась волнистая линия. Затем украсим все кустиками, которые идут от углов. Кустик состоит из травинок. Одна травинка идет по линии одного криуля, другая по по направлению следующего криуля. Элементы не должны соединяться. Кустик можно закончить капелькой. Остальное украсим травинками с ресничками. Так же можно использовать ягодки

Травка, завиток, ягода, листья, украшаются оживкой в виде прожилок.
Продолжаем рисовать. Когда  нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях - прожилки (почти всегда черные, т.к этот цвет делает рисунок ярче).

           - Лист клубнички может быть большим и маленьким. А ягоды продолговатой формы. Вот и получается, что на одном и том же кустике мы видим листья разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья. Лист смородины - три тройных примакивания (маленький).

Предлагаю расписывать тарелку верховым письмом.
Порядок рисования элементов узора тарелочки:
в центре рисуем слегка изогнутую ветку (криуль); на ней изображают ягоды, листья, затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку (усики,  капельки, осочку, травинки). 
Затем выполняем кайму.
После того, как рисунок подсохнет выполняем оживку.
Готовую тарелку покрываем лаком, что предает ей яркость и не мажет руки краской.










Частушки на Масленицу

Начинаем петь частушки
Просим не смеяться.
Тут народу очень много
Можем растеряться.

Ай, да зимушка-зима
Зима снежная пришла.
Но пришла пора проститься
И с весною подружиться.

Как на масленой неделе
Со стола  блины летели.
И сыр и творог
Все летело под порог.

Мы пекли, пекли блины,
Маслом поливали.
А на нашем на дворе
Чучело сжигали.

Ой, ребята, дорогие,
Что ж нам делать,
Как нам быть?
Неужель зиме холодной
Все ж придется уходить?

Ой, чай, крепкий чай
Пейте чай, чаечек.
Чтобы радость приносил
Каждый день денечек.

Я на масленицу маме
И руками и ногами
Помогала печь блины
Небывалой ширины!

Солнце круглое, как блин
Улыбаясь светит.
Рады теплой встречи с ним
Взрослые и дети.

Бабушка блины спекла
Круглые, румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.

Ах ты, масленица
Раскрасавица.
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся.
На горах катаемся -
Блинами объедаемся.

Ой, пол провались
Потолок обвались.
На доске остануся
С частушкой не растануся.

У частушки есть начало
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал
Прямо скажем –молодец!










                     
             

Комментарии